Российские легковые автомобили с дизельным двигателем
## Российские легковые автомобили с дизельным двигателем
**Исторический обзор**
Использование дизельных двигателей в легковых автомобилях в России имеет достаточно долгую историю, однако их массового распространения не произошло. Первым отечественным легковым автомобилем с дизельным двигателем стал ГАЗ-М1, выпущенный в 1939 году. Двигатель объемом 2,12 литра имел мощность 55 л.с. и обеспечивал автомобилю максимальную скорость 105 км/ч. После окончания Второй мировой войны выпуск дизельных ГАЗ-М1 продолжился, но в ограниченном количестве.
В 1950-х годах в СССР была предпринята попытка создать массовый легковой автомобиль с дизельным двигателем. Ею стала модель «Победа» ГАЗ-21. Двигатель объемом 2,1 литра имел мощность 62 л.с. Однако, автомобиль не получил широкой популярности из-за недостатков дизельного двигателя, таких как повышенный шум, вибрация и плохая приемистость.
В 1970-х годах в СССР был выпущен серийно легковой автомобиль с дизельным двигателем ЗАЗ-968/968А. Двигатель объемом 1,1 литра имел мощность 45 л.с. Автомобиль отличался низким расходом топлива, но имел недостаточную мощность и динамические характеристики.
В 1980-х годах выпуск легковых автомобилей с дизельными двигателями в СССР прекратился. Однако в конце 1990-х годов, в связи с ростом цен на бензин, интерес к дизельным автомобилям возрос. Первым отечественным легковым автомобилем с дизельным двигателем в новой России стала Opel Astra, выпускавшаяся с 1999 года на заводе GM в Санкт-Петербурге.
**Современные российские легковые автомобили с дизельными двигателями**
В настоящее время в России выпускается несколько моделей легковых автомобилей с дизельными двигателями:
* **Lada XRAY Cross** — компактный кроссовер, оснащаемый 1,5-литровым дизельным двигателем мощностью 90 л.с.
* **Renault Duster** — кроссовер, оснащаемый 1,5-литровым дизельным двигателем мощностью 109 л.с.
* **Geely Tugella** — кроссовер, оснащаемый 2,0-литровым дизельным двигателем мощностью 190 л.с.
* **Chery Tiggo 7 PRO** — кроссовер, оснащаемый 1,5-литровым дизельным двигателем мощностью 109 л.с.
* **Haval Jolion** — кроссовер, оснащаемый 1,5-литровым дизельным двигателем мощностью 109 л.с.
**Преимущества и недостатки дизельных двигателей**
* **Преимущества:**
* Высокая экономичность — дизельное топливо дешевле бензина, а дизельные двигатели имеют более высокий КПД.
* Большой крутящий момент и тяговая мощность — дизельные двигатели имеют более высокий крутящий момент на низких оборотах, что улучшает динамические характеристики и проходимость автомобиля.
* Длительный срок службы — дизельные двигатели, как правило, более долговечны, чем бензиновые.
* **Недостатки:**
* Высокая цена — дизельные автомобили обычно дороже бензиновых моделей.
* Повышенный шум и вибрация — дизельные двигатели работают более шумно и имеют более высокую вибрацию.
* Чувствительность к низким температурам — дизельное топливо загустевает при низких температурах, что может привести к проблемам с запуском двигателя.
**Перспективы развития дизельной двигателестроения в России**
В настоящее время дизельные легковые автомобили в России занимают небольшую долю рынка. Это связано с рядом факторов:
* низкая популярность дизельных автомобилей среди населения
* высокая цена дизельного топлива
* отсутствие развитой сети дизельных заправочных станций
Однако, в связи с растущими ценами на бензин и необходимостью снижения выбросов вредных веществ, интерес к дизельным автомобилям постепенно возрастает. В ближайшей перспективе можно ожидать увеличения доли дизельных автомобилей на российском рынке.
Российские автопроизводители также уделяют внимание развитию дизельной двигателестроения. Так, в 2018 году АВТОВАЗ разработал новый 1,6-литровый дизельный двигатель для Lada XRAY Cross. Кроме того, компания «Соллерс» совместно с китайской компанией Weichai Power планирует начать производство дизельных двигателей на своем заводе в Елабуге.